Авторы: Д.М. Дубинкин, В.Ю. Садовец, Г.О. Котиев, Карташов
Название статьи: Исследование процесса транспортирования вскрышных пород и угля на разрезах
Год: 2019, Номер: 4, Страницы: 50-66
Отрасль знаний: 25.00.22 Геотехнология (подземная, открытая и строительная)
Индекс УДК: 622.271.3
DOI: 10.26730/2618-7434-2019-4-50-66
Аннотация: Открытая разработка месторождений полезных ископаемых (в первую очередь речь идет о разработке угольных месторождений) имеет огромное значение как для экономики России в целом, так и для экономики отдельно взятых регионов, к числу которых относится Кемеровская область – Кузбасс. В 2018 году в Кузбассе было добыто 255,3 млн т угля, из которых открытым способом – 165,8 млн т (65%). Нет оснований полагать, что доля угля, добываемого на разрезах, снизится. С учетом того, что распоряжением Правительства Российской Федерации № 14-р от 24 января 2012 года утверждена Долгосрочная программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года, включающая в себя в том числе Подпрограмму «Развитие производственного потенциала существующих мощностей по добыче и переработке угля и освоение новых угольных месторождений», одной из целей которой является внедрение прогрессивных технологий добычи угля, и Подпрограмму «Обеспечение технологического развития отрасли и укрепление научно-технической базы компаний и научных центров», можно с уверенностью говорить о том, что необходимо развивать ключевые направления этой Программы, в частности, разработку новых и развитие существующих технологий и видов оборудования, направленных на повышение эффективности добычи, обогащения, переработки и комплексного использования угля и увеличение добавленной стоимости угольной продукции.
Автомобильный транспорт в настоящее время занимает доминирующее положение при транспортировке вскрышных пород и угля на разрезах. Его доля неуклонно росла, начиная с 1970-х годов прошлого столетия. Это обусловлено объективными причинами, прежде всего достаточно ограниченной областью применения железнодорожного транспорта: значительная дальность транспортирования, большой грузооборот и небольшая глубина разреза. В первую очередь это касалось глубины открытых разработок, поскольку при углублении разреза на один уступ приходилось извлекать значительные объемы вскрыши для обеспечения размещения транспортных берм из-за большого радиуса кривизны ж/д пути, достигавшего 200 м. Поэтому, учитывая тот факт, что открытые горные работы ушли на большую глубину практически на всех предприятиях, произошел повсеместный отказ от железнодорожного транспорта на внутрикарьерных перевозках в пользу автомобильного транспорта.
Поэтому проблема исследования и описания ключевых характеристик автотранспорта при разработке угольных месторождений открытым способом является весьма актуальной.
Ключевые слова: карьерный транспорт умный карьер выемочно-погрузочные работы организация работы оборудования автономные тяжелые платформы грузопоток автосамосвалы открытые горные работы
Дата получения: 28.10.2019
Дата опубликования: 31.12.2019
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.