Авторы: В.Ф. Колесников
Название статьи: Исследование и разработка технологии формирования многоярусных отвалов при автомобильном транспорте на разрезах
Год: 2023, Номер: 1, Страницы: 40-70
Отрасль знаний: 2.8.8 Горные машины, геотехнология (технические науки)
Индекс УДК: 622.271.3
DOI: 10.26730/2618-7434-2023-1-40-70
Аннотация: Отвалообразование является одним из заключительных процессов открытой угледобычи, от эффективности которого в значительной мере зависит надежность работы всей технологической цепочки карьера. В настоящее время на большинстве разрезов Кузбасса отсыпаются одноярусные внешние бульдозерные отвалы высотой до 40 м. В результате этого площадь земель, нарушенных внешними отвалами, составляет около 40% от всех площадей, нарушаемых при открытой добыче угля. Небольшая высота бульдозерных отвалов при автомобильном транспорте обусловлена как их устойчивостью, так и ростом эксплуатационных затрат по транспортной составляющей (увеличение длины транспортирования, расхода топлива, износа автосамосвала и т.д.). Снижение влияния этих факторов возможно при отсыпке многоярусных отвалов, формируемых с помощью бульдозерно-экскаваторных комплексов, причем экскаваторы, входящие в комплекс, должны обладать возможностью нижнего черпания (ниже уровня своего стояния). В этом случае при отсыпке верхних ярусов отпадает необходимость заезда автосамосвалов на них. Отсыпка пород с их транспортировкой автосамосвалами производится только на первом нижнем (базовом) ярусе с помощью бульдозера. Избыточный объем пород из первого (базового) яруса переэкскавируется на вышележащие ярусы экскаваторами-драглайнами. В данной работе предложена технология внешнего бульдозерно-экскаваторного многоярусного отвалообразования в различных условиях и обоснованы параметры отвалов. Также приводится оценка их эффективности по критериям удельной землеемкости отвалообразования.
Ключевые слова: отвалообразование гидроотвал открытые горные работы многоярусный отвал автомобильный транспорт экскаваторно-бульдозерный комплекс
Дата получения: 10.01.2023
Дата одобрения: 13.03.2023
Дата опубликования: 26.04.2023
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.